Идеальные наставники сами являются любознательными учениками – HR-бизнес-партнер КТЖ Акмарал Байгабулова

Какой он – идеальный наставник? Почему, несмотря на дополнительную нагрузку, менторство стоит всех усилий? Как наставничество помогает компании создать лояльный пул специалистов?

Обо всех этих темах мы поговорили с человеком, который знает о работе с молодежью все – Акмарал Байгабуловой. Эксперт более 10 лет работает в этом направлении в одной из крупнейших казахстанских компаний – АО «НК «ҚТЖ». Акмарал является HR-бизнес-партнером Департамента управления человеческими ресурсами компании, а также наставником в программах Фонда «Самрук- Қазына» – «Жас Өркен» и «Цифровое лето».

 

«Со студенческих времен я занимаю активную жизненную позицию. Я входила в ряды Альянса студентов Казахстана, в Конгресс молодежи Казахстана, мы решали правовые, социально-экономические и бытовые проблемы молодежи, развивали интеллектуальный потенциал студентов, популяризировали среди них здоровый образ жизни. Поэтому я хорошо понимаю желания и цели молодых людей», - рассказывает она.

 

Акмарал поделилась, с чем связана ее деятельность в компании и программах Фонда.

 

«Моя работа на протяжении 10 лет связана с молодежной политикой АО «НК «ҚТЖ». Под моим кураторством находилось более 46 тысяч молодых специалистов во всех регионах Казахстана.

Компания оказывает большую поддержку и максимальное содействие в развитии молодых специалистов. И эти усилия ложатся на благодатную почву. Многие из них уже сегодня занимают руководящие должности. 

В КТЖ также ежегодно приходят на стажировку студенты, которые вносят большой вклад в развитие множества интересных проектов. Работа с ними также очень увлекательна.

Мне посчастливилось стать наставником программы «Цифровое лето» от АО «Самрук-Қазына». Данная программа дает возможность лучшей и талантливой молодежи пройти стажировку в реальных проектах «Цифровой Трансформации в портфельных компаниях Фонда», – делится специалист.

 

Среди подопечных, в развитии которых Акмарал участвует как наставник, есть немало «звезд», которые за короткий срок взлетают по карьерной лестнице и показывают яркие профессиональные результаты. Ментор поделилась одной из таких историй:

 

«Шокан Тлеубердиев проявил себя активным молодым специалистом программы «Жас Өркен 2019». Свою первую ротацию он проходил в Департаменте управления человеческими ресурсами КТЖ.

Шокал участвовал в различных проектах, благотворительных мероприятиях,  распространял ценности проекта «БЛАГО» в КТЖ и даже был командирован в города Актобе и Уральск.

За этот период молодой специалист усилил свои коммуникативные и организационные навыки, улучшил навыки командообразования и развил компетенцию «Ориентация на результат».

Радует то, что после других ротаций – в АО «ФНБ «Самрук-Қазына», АО «Казпочта», АО «Кегок» – выбор Шокана при трудоустройстве пал на нашу компанию. Сегодня Шокан является главным менеджером в том же департаменте, где проходила его ротация».

 

Акмарал рассказала, как ей видится наставничество, и почему ментор – это вдохновитель.

 

«Для меня наставничество – это в первую очередь возможность поделиться с коллегами профессиональными навыками и знаниями, необходимыми для эффективной работы компании. Сегодня, на мой взгляд, это один из наиболее результативных методов развития прикладных профессиональных компетенций сотрудников, проверенный временем.

Конечно, наставничество требует дополнительных затрат времени и физических сил, но вместе с тем позволяет более детально погрузиться в свою сферу деятельности, развить навыки управления, систематизировать профессиональный опыт и быть полезным.

Наставник делится не только полезными знаниями, но и вселяет веру в ученика, вдохновляет его на большие достижения и свершения. Для новичка в профессии вера в его способности очень важна», - поясняет собеседница.

 

Что же делает наставника по-настоящему крутым и важным в развитии своего подопечного? Эксперт поделилась секретами того, как стать идеальным ментором:

 

«Идеальные наставники – это люди, которые сами являются любознательными учениками и всегда стремятся углублять свои знания. Они умеют слушать, задавать нужные вопросы, предоставлять объективную обратную связь, делиться историями и примерами из собственной жизни.

Идеальный наставник должен быть успешным человеком, самодостаточным, обладающим характером и желанием помогать развиваться другим людям. Он должен всегда быть искренне заинтересованным, желающим, чтобы кто-то другой также добился успеха. Важно уметь радоваться успехам своего подопечного, а не видеть в нем конкурента».

 

В компании, где грамотно выстроена система наставничества, этот процесс открывает широкие перспективы, как перед наставником, так и перед его подопечными, но в большей степени положительно отражается на самой компании, считает Акмарал:

 

«Для нас, наставников, это возможность повышения профессионального уровня, реализации себя в качестве руководителей, карьерного и личностного роста. Коллеги, наставниками которых мы являемся, ощущают поддержку и причастность к достижению целей компании, развивают свои компетенции, становятся увереннее и активнее, более ответственно подходят к выполнению своих обязанностей.

Что касается непосредственно компании, система наставничества позволяет оптимизировать затраты на обучение и наладить процесс передачи опыта, сформировать пул высококвалифицированных лояльных сотрудников, укрепить командный дух, усилить мотивацию на достижение более высоких результатов труда, развить систему внутренней оценки и сократить текучесть кадров».

 

Акмарал считает, что для эффективной работы наставника важно правильно выстроить взаимосвязь между ним, подопечным, другими сотрудниками и руководителями. Нужно добиться единого видения стратегических целей компании и подходов к решению общих задач:  

 

«Отношения между наставником и подопечным должны строиться на принципах равенства и взаимной заинтересованности в результате. Необходимо создать доверительную обстановку, не навязывать свое мнение и не перегружать обучаемого замечаниями и рекомендациями.

И именно такие программы, как «Жас Өркен» и «Цифровое лето», дают возможность эффективно использовать институт наставничества и преемственности в группе компаний Фонда «Самрук-Қазына», позволяя гармонично развиваться не только молодым специалистам, но и самим наставникам.

Резюмируя, могу сказать, что наставник должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, терпение, открытость новому, лояльность к другому мнению и опыту, способность мягко исправлять ошибки и вдохновлять на развитие в профессии», – отметила Акмарал.

 

Поделиться

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.